Старый Новый год — праздник, который возник в результате смены летоисчисления, отмечаемый в ночь с 13 на 14 января в тех государствах, где православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Русская православная церковь и сегодня встречает Новый год, впрочем, как и Рождество Христово, по-старому, юлианскому календарю, который на данный момент разнится с общепринятым в мире григорианским календарем на 13 дней. То есть мы в ночь с 13 января на 14 встречаем Старый Новый Год, а церковь просто – Новый. Для большинства верующих Старый Новый год имеет особое значение, ведь отпраздновать его от души они могут только после того, как завершится Рождественский пост, во время Святочных гуляний. Так и образовались два праздника Нового года: один — по новому стилю, дугой — по-старому, соответственно Новый – 1 января и Старый Новый – 14-го.Гадания на Старый Новый год. 14 января – это ненаучная дата, утверждают астрономы. Тем не менее, и действующий в настоящее время календарь, идеальным не является. По мнению ученых, механика движения планет «виновна» в необходимости вносить некоторые изменения в летоисчисление. Действовавший до 1918 года в нашей стране юлианский календарь, отстает от, ныне действующего, григорианского календаря на 13 суток. А все дело том, что планета Земля вокруг своей оси оборачивается не за 24 часа ровно. Каждые сутки набегают дополнительные секунды к этому времени, которые постепенно и складываются в дни. Они и образовали эти 13 суток к началу двадцатого столетия, составляющие разницу между новой григорианской и старой юлианской системами. Однако, следует отметить, что новый стиль более точен в отношении законов астрономии. Каждые 100 лет прибавляется еще 1 день. Поэтому разница в датах с 2100 года, а именно с 1 марта, будет составлять не 13, а уже 14 дней. И Старый Новый год, и Рождество с 2101 года мы будем отмечать на день позже. То есть Старый Новый год — в ночь с 14 января на 15-е, а Рождество — 8 января. Васильев день Со Старым Новым годом связано много обычаев и традиций. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год. Крестьяне на Васильев день отмечали древний праздник «авсень», или «овсень» — земледельческий праздник, связанный с обрядом обсевания, задабривания будущего урожая. Так, к примеру, в Тульской губернии дети по дому рассыпали зерна ярового хлеба, приговаривая: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь свет крещеный». Хозяйка дома собирала зерна с пола и хранила их до посева. На Украине этот же обряд совершался с песнями и плясками. Особое место занимал обряд варения каши. Совершался он в ночь с 13 на 14 января по новому стилю. Старшая женщина в доме ровно в 2 часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин — воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу. Далее вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, причитала: «Сеяли, ростили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали — позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать, и приехала наша греча к нам гостевать». После данного все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, осматривали — полон ли горшок. Если каша выползала из него — это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка тоже хорошего ждать не приходилось. После снятия пенки осматривали саму кашу — если она была наваристой, значит, будет и счастье, и урожай. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же выбрасывали в реку. Где и как найти деньги в своем пространстве. Особый обряд был связан с «хождением по домам». Обязательным угощением для гостей в эту ночь являлись пироги, вареные свиные ноги и вообще все изделия из свинины, потому что Василий знаменит на Руси как свинятник, т.е. покровитель свиной пищи. Недаром говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого — свиную голову на стол!». Интересно, что Старый новый год отмечают не только в России, но и в других государствах. Естественным образом эта традиция до сих пор сохранилась на территории бывшего СССР — в странах ближнего зарубежья. На Украине, в Армении, Молдавии и Белоруссии продолжают отмечать Новый год дважды. Тоже самое происходит в Казахстане, Узбекистане и Грузии. Кроме того, традиция встречать старый Новый год есть и в Сербии и Черногории, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник Сербский Новый год. Старый Новый год отмечается и в Македонии и Швейцарии. А точнее в некоторых ее немецкоязычных кантонах. Как и у нас, это следы народного неприятия перехода на григорианский календарь (этот переход в протестантской Швейцарии происходил в XVII—XVIII веках).